Курс повышения квалификации будет проходить С 30 октября по 5 ноября 2021 года!
Углубление понимания учебного плана в старшей школе (9-12 классы).
Особенности возраста и необходимые ступени в развитии мышления.
На эту сессию мы приглашаем как опытных учителей, так и тех, кто только в начале и на пути построения старшей школы.
В основе нашей работы будут лежать вводные лекции наших преподавателей Владимира Пегова и Колина Янга. На семинарских обсуждениях мы постараемся посмотреть на учебный план разных предметов в контексте тех возрастных периодов, через которые проходят молодые люди. Постараемся глубже понять, как разные темы из разных предметов встречаются и отвечают на внутренний вопрос ученика.
Семинарские обсуждения будут вести преподаватели, имеющие большой опыт работы в старшей ступени вальдорфской школы:
Пегов Владимир (история, география), Терехова Елена (биология, химия), Ванеев Олег (физика),
Кунчукина Наталья (математика), Кутузова Татьяна (русский язык, литература).
Кратко о курсе от ведущего преподавателя Колина Янга:
Вальдорфская педагогика Старшей школы
в отношении к трем фазам пубертата и юности.
Вступление из Рудольфа Штайнера
«Раньше подросток не познавал духовный мир сознательно, но тем не менее он находил возможность жить в гармонии с ним. Его внутреннее существо было настроено на это и готово сотрудничать на душевном и духовном уровне. Но теперь, с теми изменениями, которые происходят, внешний мир больше не предлагает ему таких возможностей. Напротив, он представляет всевозможные препятствия, которые сами по себе порождают желание их преодолеть. Это, в свою очередь, порождает бурные отношения между подростком и окружающим миром, которые продолжаются с четырнадцатого года до начала его двадцатых годов».
С одной стороны, это потеря, но, с другой стороны, - важное приобретение, потому что созревающее в утробе социальной среды астральное тело молодого человека, которое сейчас появляется (получает независимость) в период полового созревания, раскрывает новую способность:
«В нем поднимается новое чувство, совершенно новая оценка человечества в целом. Это духовный аналог способности воспроизводства. Физически молодой человек становится способным к размножению. Духовно он становится способным воспринимать человечество как единое целое ». Рудольф Штайнер.
В самом глубоком и значительном смысле это, безусловно, следует считать основной целью образования подростков. Ибо пережить Человечество в целом, значит также пережить себя как независимое эго, которым наделено человеческое существо, и, таким образом, быть способным встретить (удовлетворить) серьезные требования, стоящие перед человечеством в нашем современном мире.
Это означает действительно уметь:
«Заглянуть в мир и увидеть себя и, наоборот,
Заглянуть в себя и увидеть мир.»
Тематический план:
6 класс: ожидание и подготовка
7 и 8 классы: Авторитет Свобода и любовь:
• Трудность и вызов учителю в этом возрасте
• Существенная разница между мужским и женским
9 класс: Встреча прошлого и будущего.
• Молодой человек между детством и юностью.
10–12 классы: индивидуальность и личность
• Стремление к самореализации
Кратко о курсе от ведущего преподавателя Владимира Пегова.
В старших классах (этот процесс начинается ещё в 13-14 лет) нужно помочь юношам и девушкам пробудиться в своей духовной организации.
Если в первом семилетии мир для ребёнка выступает, как данность (телесный опыт), если во втором семилетии зреющий подросток ищет, какое значение мир имеет для него лично (душевный опыт), то в третьем семилетии перед юношами и девушками стоит задача найти индивидуальные цели в этом мире (духовный опыт).
Построение старшей школы требует сообщества учителей, которые, с одной стороны, выступают для учеников, как специалисты в своём предмете (со всей необходимой современной научностью), а, с другой стороны, способны через свой предмет выходить на самые широкие, истинные взаимосвязи между различными областями знания и практики.
На этой сессии мы в очередной раз попробуем ответить на вопросы:
- Насколько школа помогает ученикам сделать поворот «от знания – к познанию»?
- Насколько школа пробуждает способность самостоятельно мыслить?
- Каким образом школа культивирует у подростков и юношей здоровое проявление сил антипатии?
- Как школа способствует пробуждению и гармонизации мужского и женского? и т.д.
Планируемый семинар предполагает пробуждённый и честный взгляд на основу учебного плана старших классов вальдорфских школ в направлении углубления искусства воспитания Р. Штайнера, как необходимый и уравновешивающий жест по отношению к тем компромиссам, на которые вынуждены идти школы в связи с требованиями государства в 9-11-х классах.